Коучинг: искусство делового консалтинга

Коучинг: искусство делового консалтинга

Коучинг - инструмент бизнес-консалтингаВ современном мире у большинства людей коучинг (coaching с англ. тренерство, наставничество) ассоциируется с психологическим консультированием, наставничеством или обучением. Однако если проследить историю развития этого направления, то можно прийти к выводу, что оно далеко не ограничивается сферой психологии.

Основа  коучинга — деловой консалтинг

Изначально понятие коучинга связано с именем Томаса Леонарда, финансового консультанта. Этот человек проводил корпоративные и частные коучинг–сессии, основной целью которых было решение управленческих проблем на предприятии посредством прорисовки целей и разрешения конфликтных и тупиковых ситуаций. Иными словами, основой коучинга является деловой консалтинг, а не психологическое сопровождение.

Коучинг и психология

Позднее наиболее успешные клиенты Леонарда начали просить у него проведения углубленных консалтинговых сессий, посвященных не общим темам, а более частным. К примеру, некоторые руководители просили его об индивидуальной работе над постановкой целей, так как чувствовали, что вскоре реализуют все свои планы и дальнейшая жизнь станет пустой. Кто-то обращался к нему с просьбой о проведении работы по вопросам реагирования на конфликтные ситуации в рабочем коллективе. Пожалуй, на этом этапе и произошло пересечение коучинга как консалтинга и коучинга как психологического сопровождения.

Корпоративный бизнес–коучинг: основные цели и формат консалтинговой работы

В структуре бизнес–коучинга можно выделить ряд целей:

  • разработка бизнес–стратегий фирмы;

  • увеличение эффективности взаимодействия сотрудников;

  • сокращение издержек производства;

  • развитие управленческих навыков руководителя;

  • разрешение конфликтов среди персонала компании;

  • выход на новый уровень взаимоотношений в коллективе.

Форматы коучинга

Разновидности коучинга могут быть различными:

  • индивидуальный коучинг для управленческого звена компании;

  • корпоративные коуч–тренинги;

  • семинары, посвященные организационному развитию фирмы;

  • сессии по обучению сотрудников коучингу.

Как видим, вариантов достаточно и коучинг не ограничивается индивидуальной работой психолога с первым лицом компании.

Преимущества бизнес–коучинга перед психологическим консультированием

В России с коучингом сложилась интересная ситуация. Первыми для себя коучинг открыли специалисты HR, в основной своей массе являющиеся именно психологами по образованию и мировосприятию. Поэтому в меру своего опыта и кругозора они определили для этого очень эффективного способа взаимодействия довольно узкую область применения. В сложившемся в бизнес-среде понимании коучинг — нечто сродни психоанализу на рабочем месте, с чем я категорически не согласен.

Преимущества бизнес-коучинга

 Как было отмечено выше, в коучинге могут сочетаться схемы делового и психологического консультирования. Однако в фирмах чаще имеет смысл использовать именно вариант бизнес–коучинга с минимальным использованием психологического консалтинга или вовсе без него. Причина этого кроется в следующем: у многих сотрудников во время использования коучинга с элементами психологического консультирования возникает подсознательное сопротивление, а иногда выраженный протест против такого формата работы. А это в свою очередь крайне негативно влияет на усваивание информации сотрудниками и готовность действовать в соответствии с указаниями коуч–тренера. Кроме того, среди специалистов-коучей нечасто встречаются именно специалисты по ведению бизнеса, которые в состоянии анализировать бизнес-процессы организации, а не только глубинные эмоции клиента. Это в определенной мере дискредитирует очень хороший метод работы в глазах заказчиков «от бизнеса», которые ждут от консультанта содействия в выработке конкретных бизнес-решений и совершенно не готовы идти к ним «от психологии».

Что касается бизнес–коучинга, то в нем не затрагиваются темы, которые могут вызвать психологический дискомфорт. Вся работа фокусируется именно на деловых проблемах, решение которые не нарушает личностных границ участников.

 Статистика успешности и популярности коучинга

Коучинг является одной из наиболее популярных технологий, оказывающих помощь в развитии фирмы. Для наглядности стоит привести такие факты:

1. Около 65% успешно работающих компаний пользуются услугами коучинга;

2. В 2010 году в период кризиса спрос на услуги консалтинга по системе коучинга увеличился примерно на 15%, в то время как спрос на тренинги упал на 45%.

Эти показатели позволяют сделать вывод, что использование коучинга дает возможность не только существенно повысить эффективность работы фирмы, но и выйти из сложных кризисных ситуаций без значительных потерь.

Напишите нам!
×
Получите консультацию!

 

Мы обязательно Вам ответим!

 

Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Оставьте заявку

 

×