Культ карго в бизнесе — казаться или быть? (продолжение)

Культ карго в бизнесе — казаться или быть? (продолжение)

Культ карго в бизнесе — казаться или быть? (начало)

Культ карго в бизнесе как явление

Надо сказать, что это явление гораздо глобальнее, чем кажется и достойно отдельного изучения. «Самолетопоклонники» встречаются буквально на каждом шагу, но пока речь идет только о его проявлениях в организациях.

Это бывает, например, в следующих случаях:

  1. молодая компания пытается «выглядеть взрослой» перенимая стиль, структуру и атрибуты состоявшихся и более крупных организаций. Яркий пример — свеженькая фирма, открытая под стартап, которая состоит лишь из четырех юных директоров. Это иногда выглядит так же смешно, как мальчик с сигарой и в шляпе или маленькая девочка в маминых туфлях.
  2. российская компания слепо копирует внешний стиль работы западного аналога, опять же не вникая в суть ее успешности и бизнес-модель. Иногда это даже работает, а чаще — нет.
  3. состоявшаяся успешная компания слепо повторяет те действия, которые привели к ее развитию в прошлом
  4. рядовые сотрудники не видят связи между своей работой и ее результатами. Громоздкие схемы принятия решения, непонятные системы мотивации, обман сотрудников со стороны руководства приводит к тому, что работа становится бессмысленным ритуалом.

Если коротко, то «карго» в бизнесе — попытка бездумно копировать внешние атрибуты чего-либо вместо осмысленного построения эффективной целесообразной работы.

Примеры проявления карго-культа

  • Чуждая местному менталитету корпоративная культура, которая навязывается руководством.«Гимн компании написан женой нашего учредителя и его исполнение по утрам безусловно придаст бодрости и желания работать нашим сотрудникам!» Ну да, конечно. Слава богу, подобные традиции отмирают.
  • Попытки автоматизировать или механизировать участки производства, рассчитывая, что это обязательно увеличит доходность. «Мы поставили новый станок, который изготавливает полуфабрикаты. Теперь ими завален весь склад, остальное производство не успевает, и у нас вместо увеличения прибыли получается ее снижение». Странно, почему так вышло, не правда ли?
  • Попытка решить все проблемы компании одним инструментом.«Смотрите, в Японии придумали «бережливое производство»! Давайте мы его внедрим!» Хорошо, давайте. Но не рассчитывайте, что это можно сделать одним рывком, везде и сразу. Путь будет долгий и фирма может «умереть» до завершения проекта.
  • Имитация бурной деятельности (ИБД), характерная для среднего уровня управленцев и рядовых исполнителей. Когда реального результата по каким-то причинам достичь не получается, а объясняться с верхним руководством не хочется, то можно поступить двумя путями. Первый — решить проблему и сделать работу. Второй — устроить ИБД, утомить сотрудников и создать впечатление, что все очень старались, «но не получилось». Лозунг мастеров ИБД — «неважно что делать, главное — делать». Кстати, один из наиболее вредных синдромов, наносящих комплексный вред бизнесу.
  • Безжалостное внедрение излишне сложных и громоздких систем показателей эффективности (KPI). Видимо, с ними наемный менеджмент чувствует себя уютнее и авторитетнее. Бездна возможностей! Можно собирать, анализировать и передавать наверх огромное количество отчетности! Презентации с графиками и табличками очень солидно выглядят, мы ведь серьезная компания, да? Данное проявление может быть смежным ИБД.
  • Культ бюрократии в фирме. Мне известен пример, когда выделение стула и настольной лампы новому сотруднику в одном из отделений фирмы в республике СНГ проходило согласование 2 рабочих дня в головной компании в США. Подобные согласования очень дорого обходятся и позволить себе подобное могут только очень богатые организации, у которых много-много лишних денег.

Примеров можно привести еще очень много. Везде, где здравый смысл и понимание сути отступают, где атрибутика и попытка произвести внешнее впечатление становятся важнее целей — начинается территория культа карго.

Как бороться с культом карго

Волшебство мало кому доступно, но есть несколько простых рецептов:

  1. Научитесь определять цели для себя и определите цели и задачи организации.
  2. Отделяйте смысл явлений, действий от их внешних атрибутов. Сосредоточьтесь на смысле, атрибуты обычно второстепенны.
  3. Всегда держите в уме главные цели. Думайте, как на достижение этих целей подействует то, что вы предпринимаете. Чем крупнее цель, тем труднее сбиться с пути.
  4. Стройте в первую очередь ключевые процессы, а не структуры. Рассматривайте организацию как систему, в целом.
  5. Не «списывайте» у соседей. «Подсматривать» и учиться — можно и нужно.
  6. Избавляйтесь от стереотипов — они, как фанерные декорации, закрывают от нас реальный мир.

Желаю нам всем быть, а не казаться!

Андрей Осадчий

P.S. Стереотипам и иллюзиям я планирую посвятить отдельный вебинар. напишите мне если эта тема интересна.

Напишите нам!
×
Получите консультацию!

 

Мы обязательно Вам ответим!

 

Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Оставьте заявку

 

×