Культ карго в бизнесе — казаться или быть?

Культ карго в бизнесе — казаться или быть?

Культ карго в нашей жизни

«Виктор Михайлович […] устроил стационарный двигатель, который был очень похож на настоящий, но не работал.»
И.Ильф, Е.Петров, «Двенадцать стульев»

«Молодая, серьезная, динамично развивающаяся компания возьмет в аренду дырокол»
(автор мне не известен)

То, о чем я сейчас пишу, стало уже привычным явлением, хотя и вызывает то смех, то раздражение. Посмотрите вокруг! Нас окружают «менеджеры по экологии» с швабрами и пылесосами, «консультанты», вздрагивающие от испуга при виде клиента . Обязательное сидение в офисе с 9 до 18, совещания нон-стоп, странные порядки и правила, выдаваемые за корпоративную культуру. Неважно, что половину рабочего времени сотрудники сидят в «социалках» и «постят котиков», на совещаниях рисуют чертиков в блокнотах, а директор умеет в основном виртуозно набирать СМС со смартфона и хорошо выглядеть.

Главное, что всё похоже на то, как мы себе представляем Настоящий Бизнес по Их Фильмам Оттуда и Нашим Сериалам Отсюда.

Такие явления встречаются повсеместно, от них страдает большинство фирм, их разнообразие удивляет. Что же их все объединяет при видимой непохожести? Отвечу — культ карго.

Культ карго и острова в океане

Жили-были аборигены на тропическом острове и ничего не менялось у них до тех пор, пока они не повстречали европейцев. Нужно понимать, что для аборигенов европейцы и их уклад жизни были так же непонятны, как для нас, возможно, будут обычаи инопланетян. Имея бедный словарный запас перечень аналогий, коренные жители осмыслили то, что увидели так, как сумели.

Они видели, что европейцы не умирают от голода и болезней, имеют одежду, могучее оружие, немыслимый комфорт. Эти наблюдения они связали с теми повседневными действиями, которые совершали «белые», однако не смогли найти связь между одним и другим.

Впервые различные виды карго-культов обнаружили в конце 19-го века, на островах Фиджи, затем на Новой Гвинее.

Во время войны США и Японии в 40-х годах 20-го века местные жители вынужденно общались с американскими военными. На острова было заброшено огромное количество продуктов, снаряжения, оружия, одежды, стройматериалов, часть из которых досталась островитянам. На фоне страшной нищеты и примитивного быта эти явления потрясли аборигенов и остались в их легендах.

Прошло несколько лет, с островов и островков ушли и японцы и американцы. На базах и аэродромах замерла жизнь, поток богатства закончился. И тогда местные жители, вооруженные логикой каменного века, начали повторять те действия, которые совершали белые чужаки, чтобы получить груз — по-английски «карго». Они начали строить самолеты из соломы и бамбука, проводили сеансы связи за деревянными рациями в наушниках из кокосовых орехов, подавали посадочные сигналы кострами и маршировали точно так же как Те Белые. Очень, очень старались аборигены островов Тихого океана, но так и не видели парашютов, не прилетали самолеты и не разгружались корабли с вкусными, удобными или полезными вещами. Постепенно культ карго (или «культ самолетопоклонников») практически исчез.

Карго-культ в России

Зато он никуда не пропал из действительности в современной России и других странах бывшего СССР. 🙂 В общем и целом, традиция к бездумному копированию западного опыта пошла от непонимания смысла тех бизнес-процессов, которые хорошо работали в условиях «загнивающего Запада» и которые пытались перенести на почву в бывших республиках СССР в начале-середине 90-х. Представления основной массы граждан о том, что такое предпринимательство, были такими же наивными, как представления аборигенов островов Фиджи о структуре армии США в 40-х.

Гремучая смесь «Экономикса», Дейла Карнеги, журнальных статей, лекций шарлатанов и других обрывков доступных на тот момент сведений создали набор странных и кривых стереотипов в сознании большинства наших сограждан. Пабаааам (звук фанфар)! «Туземцы» внимательно посмотрели, что делают чужие белые люди и начали их старательно копировать, не задумываясь. Так зародился культ карго в российском бизнесе, который популярен до сих пор.


Андрей Осадчий

Культ карго в бизнесе — казаться или быть? (продолжение)

Смотрите также

Напишите нам!
×
Получите консультацию!

 

Мы обязательно Вам ответим!

 

Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Оставьте заявку

 

×