Мозговой штурм

Мозговой штурм

 Мозговой штурм — когда он нужен?

Большинство людей, решая возникающие перед ними проблемы, мыслят в рамках, определенных их кругозором, воспитанием, образованием и жизненным опытом. Как правило, этого достаточно в большинстве случаев для решения обычных, ежедневных проблем. Например, сталкиваясь с обычной технической задачей, инженер обычно в состоянии выработать решение на основе привычной логики.

В то же время бывают случаи, в которых единоличное решение по каким-то причинам не работает. Например:

  • у принимающего решение лица нет соответствующих знаний и опыта, причем их нет в полном объеме ни у кого в коллективе или рабочей группе;
  • сложившаяся ситуация является совершенно новой и требует совершенно нового подхода к ее решению;
  • ситуация привычна, но сопутствующие обстоятельства не позволяют решить ее по-старому;
  • предварительное решение руководителя уже есть, но нужно его изучить «свежим взглядом» и, возможно, доработать;
  • необходимо выработать вариант решения таким образом, чтобы он был интуитивно понят и принят как «свой», не вызывая сопротивления у членов коллектива.

В подобных случаях используют методы коллективного принятия решений, одним из которых является мозговой штурм. Под методом мозгового штурма или, как иногда говорят, методом мозговой атаки подразумевается специфическая разновидность рабочего совещания. Мозговой штурм входит в группу методов коллективной работы. Благодаря используемой тактике на выходе довольно часто удается получить готовое коллективное решение. Этот метод известен с 1941 года, однако используется до сих пор из-за своей простоты и приемлемой эффективности.

Почему мозговой штурм работает

Когда человек принимает решение единолично, то оно обязательно будет лежать в неком поле, которое ограничено его знаниями, опытом, способностями, особенностями характера, воспитанием и другими факторами. Таким образом, человек не видит вариантов решения проблемы, которое может лежать совсем рядом и будет гораздо эффективнее того, которое может предложить он сам.

Мозговой штурм позволяет максимально использовать возможности нескольких человек для того, чтобы получить большое число предварительных вариантов решения проблемы. Каждый участник высказывает свои варианты решения, которые, в свою очередь, могут направить мысли присутствующих коллег в иное, иногда довольно неожиданное, русло. Зачастую использование данного подхода приводит к генерации инновационных по своей сути идей, возникающих на стыке нескольких научных направлений.

К числу преимуществ данного способа могут быть также отнесены простота понимания и возможность привлечения работников, представляющих различные сферы деятельности. Что немаловажно, можно отказаться от услуг профессиональных экспертов и высокооплачиваемых специалистов. Кроме того, процесс генерирования нескольких десятков новых идей не отнимает значительного количества времени.

Мозговой штурм — инструкция по использованию

1. Для начала нужно определить группу участников (оптимально до 7-9 человек) и ведущего, который будет следить за тем, чтобы участники не мешали друг другу и не уходили в сторону от обсуждения.

2. Ведущий, возможно с участием всей группы, должен максимально четко сформулировать проблему, решение которой необходимо найти. Эту формулировку должны усвоить, записать и запомнить все участники мозгового штурма. Записывать нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как через полчаса участники начнут путаться в том, какую проблему они решают. В идеале, описание проблемы нужно записать на маркерной доске, флип-чарте, или большом листе бумаги, лежащем на столе для совещаний.

3. Когда проблема сформулирована, можно начать вырабатывать идеи для ее решения. Обычно рекомендуется начинать с самого младшего по возрасту положению и авторитету, особенно, если в коллективе есть явная иерархия. Это снимет фактор психологического давления и поможет высказываться свободнее. Идеи могут быть абсолютно сказочными и фантастическими на первый взгляд. Высказанные на этапе генерации идеи можно комбинировать с ранее высказанными, а вот любые формы критики находятся под запретом. Каждый участник должен по возможности высказать несколько вариантов — чем больше, тем лучше. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не мешали друг другу высказываться, не прерывали друг друга и не уходили от темы. Обратите внимание! Вначале идеи, выдвигаемые в процессе мозгового штурма могут не отличаться свежестью и оригинальностью, но постепенно участники войдут во вкус и начнут работать все более креативно. Каждая из идей тщательно фиксируется посредством аудиозаписи, протокола и т.п. Во избежание зацикливания длительность данного этапа не должна превышать 1-2 часов. Для виртуально реализованного мозгового штурма, нацеленного на совместное принятие решения, этот срок может достигать нескольких суток или даже недель.

4. На этапе обработки заранее выбранный ведущий составляет перечень прозвучавших идей, изложенных в доступном для понимания виде. Далее из общего количества выделяются наиболее ценные или интересные предложения, после чего присутствующие переходят к их непосредственному обсуждению. Важно то, что по результатам обсуждения должно быть выработано ясное и доступное пониманию решение, которое также должно быть записано. Лаконичная, строгая, законченная формулировка позволяет выявить многие недостатки в умозрительных построениях. Готовые варианты решения утверждаются и запускаются в работу.

Мозговой штурм и его реальная эффективность

Предсказать степень эффективности этого метода в конкретной ситуации довольно сложно. На уровне результативности сказываются как личные особенности каждого участника, так и специфика возникшей проблемы. При решении задач, не имеющих явных и простых решений, метод мозгового штурма представляется весьма привлекательным. Даже в тех случаях, когда не удается подыскать приемлемого выхода из сложившейся ситуации, в графу потерь может быть занесено разве что потраченное впустую рабочее время.

Злоупотребление мозговыми штурмами противопоказано. Следует помнить, что они призваны оказывать неоценимую помощь в трудных и безвыходных на первый взгляд ситуациях. Это, в первую очередь, метод «тушения пожаров». При этом крайне важно, чтобы после проведения мозгового штурма были предприняты конкретные шаги, направленные на достижение поставленной цели. В ряде случаев более эффективно применять другие методы, например, метод синектики.

Эта статья дает только общее представление о методе мозгового штурма. Как обычно, между знанием о методе с одной стороны и умением им пользоваться с другой стороны есть очень большая разница. Знание само по себе не может принести пользы до тех пор, пока оно не дополнено практическими умениями и навыками, которые можно получить в ходе тренингов или деловых игр.

Напишите нам!
×
Получите консультацию!

 

Мы обязательно Вам ответим!

 

Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Оставьте заявку

 

×