Почему сокращение и оптимизация затрат — разные вещи

Почему сокращение и оптимизация затрат — разные вещи

В сети полно предложений по оптимизации расходов, а вчера, возможно, ваши коллеги обсуждали оптимизацию затрат в компании. Давайте посмотрим внимательно, о чем идет речь?

Что понимают под оптимизацией затрат?

Как и во многих случаях, говоря об оптимизации затрат мы говорим об одном, а имеем в виду фактически другое. В 80-90% случаев говоря об «оптимизации затрат» все участники процесса имеют в виду исключительно сокращение затрат, так уж повелось. Обычно причина этого — какая-то стыдливость, желание назвать происходящее удобным и нейтральным словом. В результате подмены понятий целый диапазон возможных вариантов по улучшению работы компании сводится к единственному и не всегда полезному инструменту — сокращению.

В предыдущие годы, особенно до кризиса 2008 года, отечественные предприниматели привыкли работать очень расслабленно с точки зрения планирования, финансовой дисциплины, кадровой политики, целеполагания и стратегического планирования. При высокой маржинальности работы, относительно жирных и растущих рынках, примитивных процедурах госзакупок, кажущемся общем подъеме экономики многие компании позволяли себе вольности в тратах ресурсов, о которых не могли даже мечтать зарубежные компании.

Кризис 2008 года встряхнул коммерческие организации и вынудил сократить тот персонал и те ресурсы, которые явно не были необходимыми для продуктивной работы. Эти структурные изменения отчасти позволили совершенствовать работу предприятий. Чуть более здравый и экономный подход сохранился с 2008 года до последнего времени, когда началась новая волна кризиса и все снова вспомнили о сокращении затрат, как о способе выжить.

Что обычно делают с затратами в условиях кризиса?

В период спада экономики и снижения деловой активности сокращение затрат становится одним из самых распространенных методов «выживания » предприятий. Но подходить к такому решению нужно исключительно взвешенно, чтобы не пострадала основная деятельность компании.


Приведем абстрактно-несерьезный пример неудачного сокращения затрат

Врач советует нездоровому пациенту, который жалуется на постоянную усталость, боль в желудке и повышенное давление, оптимизировать питание. Пациент понятливо кивает и урезает свой скромный рацион из соленой рыбы, пережаренных шкварок и кока-колы на 30%, после чего ему становится еще хуже. На самом деле пациенту стоило бы пересмотреть состав питания, время приема пищи, уменьшить количество соли, добавить овощи, каши и фрукты. Но так как он твердо уверен в том, что оптимизация обычно синоним сокращению, он просто урезал себе паёк, усугубив проблемы со здоровьем. Ситуация понятна? 🙂


Конечно, это выглядит абсурдом. Но примерно такой подход применяет большинство руководителей по отношению к такому сложному организму, как фирма. Иногда сокращение затратной части бывает полезно, но чаще оно приносит еще больший вред.

Согласно последним статистическим данным, в момент ухудшения финансово-экономической деятельности организаций, 80% отечественных руководителей видят выход в экономии расходов и начинают панически приводить задуманное в действие. Естественно, в такой ситуации принятие решений должно быть оперативным. Но не стоит забывать о правильном выборе стратегии экономии.

По результатам опроса консалтинговой группы KPMG среди предприятий стран ЕС, около четверти  всех компаний не имеет целевого уровня сокращения затрат. Больше половины таких руководителей не могут охарактеризовать структуру затрат на предприятии, а 39% опрошенных не могут найти ответственных за конкретную статью расходов.

К сожалению, результатом непродуманных сокращений затрат бывают минимизация доходов, снижение объемов производства, ухудшение имиджа и потеря клиентов и заказчиков. Также такая непродуманная оптимизация затрат может затронуть и продуктивные расходы, которые приносят предприятию положительный результат. Сокращение целесообразных расходов лишает компанию естественных механизмов защиты от риска, снижает устойчивость и уменьшает возможность совершить прорыв на рынке в тот момент, когда для этого неизбежно появляются условия. Прекрасно об этом пишет основоположник теории ограничений систем Эли Голдратт. Как результат, 9 из 10 руководителей, собравшись эффективно оптимизировать затраты, не достигают поставленной цели.

Почему сокращение затрат не всегда решает проблемы компании

Достаточно понять, что если услуги или товары компании неконкурентоспособны на изменившемся рынке, то как ни экономь, а денег не заработаешь. Сокращение затрат без пересмотра ценностей, стратегии, миссии компании, без переработки ценностного предложения — это только способ медленно умереть, растягивая мучения.

Обычно такой подход говорит о том, что по какой-то причине менеджмент компании самоустраняется от своей основной функции — прогнозирование, анализа и решения проблем и начинает работать в режиме «пожарной команды», затыкая дыры и заливая огонь, вместо того, чтобы остановиться на короткое время и посмотреть на ситуацию в перспективе.

В таком случае роль менеджмента сводится к недопустимому минимуму. Непродуманные решения принимаются по отношению ко всем «потребляющим» активам без оглядки на стратегические цели и задачи компании. Не используя других вариантов повышения эффективности, применяя обманчиво простые решения, предприятие теряет возможности развиваться, лишает себя компетенций, мощностей.

 


Продолжение —  Сокращение затрат — альтернативный подход

Напишите нам!
×
Получите консультацию!

 

Мы обязательно Вам ответим!

 

Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Оставьте заявку

 

×