Трансформация бизнес-процессов: основные отличия оптимизации и реинжениринга

Трансформация бизнес-процессов: основные отличия оптимизации и реинжениринга

Работа любой организации состоит из множества действий, конечной целью которых является получение определенного результата. Упорядоченность этих мероприятий и наличие четкой методологии их оценки являются одними из условий успеха предприятия. К сожалению, данное утверждение, лежащее в основе процессного подхода к деятельности компании, далеко не всегда учитывают представители российского бизнеса. Именно по этой причине в их работе возникает хаос, приводящий к снижению эффективности. Для решения этой проблемы следует описать, усовершенствовать или же коренным образом изменить те бизнес-процессы, которые объективно существуют в организации.

Что такое бизнес-процесс?

Бизнес-процесс (БП) – это последовательность связанных между собой операций и процедур, в результате выполнения которых создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

Если результатом бизнес-процесса пользуются свои же сотрудники или подразделения, то можно говорить о внутреннм потребителе или внутреннем заказчике.

Все бизнес-процессы делятся на три большие группы:

  1. Операционные бизнес-процессы– наборы действий, обеспечивающие компанию основными доходами. Например, производство, продажи, снабжение и так далее.
  2. Управляющие бизнес-процессы – мероприятия, основной целью которых является управление работой системы. Например, стратегический менеджмент.
  3. Поддерживающие бизнес-процессы – операции, направленные на обслуживание основных процессов. Например, бухгалтерский учет, наем персонала, технические работы.

Независимо от организационной структуры и сферы деятельности предприятия в его работе можно выделить десятки различных бизнес-процессов. Вопрос только в том, насколько они формализованы, налажены и соответствуют стратегическим целям организации.

Разработка бизнес-процессов

Разработка бизнес-процессов предполагает их последовательное детальное описание с использование блок-схем, маршрутов, карт и матриц. При этом не только перечисляются те или иные действия, но и приводятся регламенты их выполнения, способы оценки качества работы, принципы взаимодействия между различными подразделениями и так далее. В результате предприятие получает следующие преимущества:

  • четкое понимание схемы работы;
  • стандартизацию всех процессов;
  • улучшение управляемости бизнеса;
  • упрощение адаптации новых сотрудников;
  • снижение зависимости от человеческого фактора;
  • возможность полной или частичной автоматизации деятельности;
  • повышение качества услуг при уменьшении затрат и прочее.

Кроме того, описав бизнес-процессы, можно выявить их слабые места и провести усовершенствование.

Оптимизация бизнес-процессов

Оптимизация бизнес-процессов предполагает их улучшение, в том числе и с точки зрения взаимосвязи между собой, с целью повышения эффективности работы компании. Она проводится в том случае, если в целом система бизнес-процессов работает нормально, но имеют место некоторые проблемы, например, возникают задержки с поставкой сырья, наблюдается невысокая результативность продаж конкретного товара и так далее.

  1. Производится оптимизация по следующей схеме:
  2. Описывается существующий бизнес-процесс «как есть».
  3. Анализируется каждая его часть с точки зрения соотношения затрат (временных, материальных, человеческих) и полученного результата.
  4. Выявляются недостатки.
  5. Разрабатываются мероприятия по их устранению.
  6. Выстраивается и внедряется новая модель бизнес-процесса «как будет».

Приемов улучшения бизнес-процессов существует довольно много.К самым малозатратным из них относятся:

  • усовершенствование документооборота;
  • определение четкого алгоритма принятия решений;
  • исключение из процесса ненужных действий;
  • установление границ ответственности исполнителей;
  • пересмотр требований к результату и так далее.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Реинжиниринг бизнес-процессов — это переосмысление основ функционирования компании и радикальное изменение бизнес-процессов. Его цель – кардинальная перестройка работы организации для достижения максимальной эффективности.

Порядок реинжиниринга бизнес-процессов обычно таков:

  1.  Разрабатывается новая корпоративная стратегия, и определяются ключевые элементы ее внедрения.
  2.  Анализируется существующая система деятельности.
  3.  Выявляются требующие изменения процессы.
  4.  Устанавливаются новые показатели эффективности бизнес-процессов.
  5.  Проводятся трансформации с использование инновационных технологий.
  6.  Осуществляется контроль и постоянная оптимизация БП.

Результат реинжиниринга бизнес-процессов компании – это появление новых наборов действий, способных существенно повысить прибыльность ее деятельности.

Отличия реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов

Основное отличие реинжиниринга от оптимизации – это масштаб операции. При реинжиниринге происходят единовременные существенные изменения, которые подчиняются новой стратегии ведения бизнеса. В свою очередь, оптимизация направлена на поэтапное непрерывное внесение некоторых незначительных правок в существующие бизнес-процессы.

С практической точки зрения можно отметить, что оптимизация БП является обязательным элементом работы любой организации, стремящейся к повышению прибыльности. А реинжиниринг бизнес-процессов нужен тогда, когда из-за резкого изменения внешних или внутренних условий работы предприятие уже больше не может существовать в своем нынешнем виде.

Если по поводу изложенного у Вас возникли вопросы — пишите.

 

Напишите нам!
×
Получите консультацию!

 

Мы обязательно Вам ответим!

 

Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Здравствуйте!

 

Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы обязательно с Вами свяжемся, ответим на вопросы и уточним детали. Ваши данные не будут переданы третьим лицам и не будут использованы для рассылки рекламных сообщений.

* Обязательное поле

 

×
Оставьте заявку

 

×